Как программа развития Монтессори помогает детям с аутизмом?

30 мая 2025 г.

Программа развития Монтессори подходит для большинства детей. Однако не нужно забывать, что изначально она была разработана для малышей с различными особенностями. В этой статье расскажем, как система Монтессори может помочь ребенку с аутизмом.

Основы системы развития Марии Монтессори

Данный подход основан на следующих принципах:

  • Упор на детскую самостоятельность.
  • Индивидуальный подход к каждому.
  • Учет интересов и потребностей вместо стандартной программы.
  • Организованная, особым образом подготовленная среда класса.
  • Педагог как наблюдатель и помощник – диалог и поиск интересов вместо указаний и принуждения.
  • Спокойная атмосфера: минимум шума, суеты, стресса и давления.

Занятие ребенка с особенностями развития

Особенности и потребности детей с РАС

Малыши с аутизмом и другими расстройствами этого спектра имеют особенности, к которым относят:

  1. Потребность в предсказуемости, структуре. Эти дети нуждаются в понятном и четко закрепленном распорядке, болезненно реагируют на изменения в привычном ходе вещей.
  2. Сложности с пониманием эмоций и чувств окружающих, проблемы выбора приемлемого сценария поведения в конкретной ситуации.
  3. Неловкость в коммуникации. Малышам сложно начинать и поддерживать диалог. Необходимость попросить о чем-либо или привлечь внимание другого человека вызывает у них большой стресс.
  4. Сложности в развитии навыков самообслуживания, бытовых умений. Большинству малышей с РАС это дается гораздо труднее, чем сверстникам без аутизма и других расстройств спектра.
  5. Потребность в спокойной обстановке без дополнительного стресса. Сюда относят не только упорядоченную и предсказуемую среду, но и особое поведение окружающих – крики, шум, резкая смена тона голоса повышают тревожность, приводят к сенсорным перегрузкам.

Занятие в группе с особенными детьми

Почему система Монтессори подходит для детей с аутизмом

Вот несколько причин выбрать данный подход для малыша с аутизмом:

  1. Минимизация стресса и хаоса. В Монтессори-классе для каждого вида деятельности выделена своя зона. Она организована по определенным правилам, которые все должны соблюдать. Каждый материал имеет свое место. Такой порядок максимально близок и понятен малышам с РАС. Кроме того, система Монтессори исключает принуждение к тому или иному виду деятельности. Педагог здесь должен быть доброжелательным и помогающим. Минимизация шума идеальна для малышей с высокой чувствительностью.
  2. Мягкое освоение навыков, которые вызывают сложности. В системе Монтессори большое внимание уделяется работе с фактурными материалами. Таким образом дети с РАС постепенно расширяют допустимый сенсорный диапазон. Также имеет значение упор на самостоятельность. Педагоги помогают детям освоить навыки, необходимые в быту, и делается это в игровой, доступной форме. Дети в Монтессори-классе всегда коммуницируют. Наблюдение за чужим общением и необходимость постоянно делать выбор деятельности, сообщать об этом, договариваться с другими малышами развивает данные навыки и у ребенка с РАС. Это эффективная и комфортная социализация.
  3. Индивидуальная «настройка» программы. Дети с РАС могут затрачивать больше времени на освоение тех или иных навыков. Система Монтессори позволяет не торопиться, переходить на следующую ступень по мере готовности, не перегружая психику. Это укрепляет самостоятельность и уверенность в себе, также снижает тревожность.

Данный подход реализован в Монтессори-школе «Земляне», различных специализированных группах. Многие родители отмечают, что малыши в таких классах быстрее адаптируются к социуму и успешно готовятся к дальнейшему обучению. Это может стать хорошим фундаментом для развития ребенка.