30 мая 2025 г.
Программа развития Монтессори подходит для большинства детей. Однако не нужно забывать, что изначально она была разработана для малышей с различными особенностями. В этой статье расскажем, как система Монтессори может помочь ребенку с аутизмом.
Основы системы развития Марии Монтессори
Данный подход основан на следующих принципах:
- Упор на детскую самостоятельность.
- Индивидуальный подход к каждому.
- Учет интересов и потребностей вместо стандартной программы.
- Организованная, особым образом подготовленная среда класса.
- Педагог как наблюдатель и помощник – диалог и поиск интересов вместо указаний и принуждения.
- Спокойная атмосфера: минимум шума, суеты, стресса и давления.
Особенности и потребности детей с РАС
Малыши с аутизмом и другими расстройствами этого спектра имеют особенности, к которым относят:
- Потребность в предсказуемости, структуре. Эти дети нуждаются в понятном и четко закрепленном распорядке, болезненно реагируют на изменения в привычном ходе вещей.
- Сложности с пониманием эмоций и чувств окружающих, проблемы выбора приемлемого сценария поведения в конкретной ситуации.
- Неловкость в коммуникации. Малышам сложно начинать и поддерживать диалог. Необходимость попросить о чем-либо или привлечь внимание другого человека вызывает у них большой стресс.
- Сложности в развитии навыков самообслуживания, бытовых умений. Большинству малышей с РАС это дается гораздо труднее, чем сверстникам без аутизма и других расстройств спектра.
- Потребность в спокойной обстановке без дополнительного стресса. Сюда относят не только упорядоченную и предсказуемую среду, но и особое поведение окружающих – крики, шум, резкая смена тона голоса повышают тревожность, приводят к сенсорным перегрузкам.
Почему система Монтессори подходит для детей с аутизмом
Вот несколько причин выбрать данный подход для малыша с аутизмом:
- Минимизация стресса и хаоса. В Монтессори-классе для каждого вида деятельности выделена своя зона. Она организована по определенным правилам, которые все должны соблюдать. Каждый материал имеет свое место. Такой порядок максимально близок и понятен малышам с РАС. Кроме того, система Монтессори исключает принуждение к тому или иному виду деятельности. Педагог здесь должен быть доброжелательным и помогающим. Минимизация шума идеальна для малышей с высокой чувствительностью.
- Мягкое освоение навыков, которые вызывают сложности. В системе Монтессори большое внимание уделяется работе с фактурными материалами. Таким образом дети с РАС постепенно расширяют допустимый сенсорный диапазон. Также имеет значение упор на самостоятельность. Педагоги помогают детям освоить навыки, необходимые в быту, и делается это в игровой, доступной форме. Дети в Монтессори-классе всегда коммуницируют. Наблюдение за чужим общением и необходимость постоянно делать выбор деятельности, сообщать об этом, договариваться с другими малышами развивает данные навыки и у ребенка с РАС. Это эффективная и комфортная социализация.
- Индивидуальная «настройка» программы. Дети с РАС могут затрачивать больше времени на освоение тех или иных навыков. Система Монтессори позволяет не торопиться, переходить на следующую ступень по мере готовности, не перегружая психику. Это укрепляет самостоятельность и уверенность в себе, также снижает тревожность.
Данный подход реализован в Монтессори-школе «Земляне», различных специализированных группах. Многие родители отмечают, что малыши в таких классах быстрее адаптируются к социуму и успешно готовятся к дальнейшему обучению. Это может стать хорошим фундаментом для развития ребенка.